В нашей стране сложилась достаточно разнообразная система логопедической помощи. Она осуществляется сегодня по линии образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также в частных кабинетах логопедов и даже дистанционно с помощью интернета. Каждый вид логопедической помощи имеет свои особенности.
Особенности образовательных организаций непосредственно связаны прежде всего с нормированием и нормативностью. Так, количество детей, приходящихся на одного логопеда, работающего в логопедическом пункте дошкольной образовательной организации, составляет 25 детей, что в два раза больше по сравнению со специализированной логопедической группой детского сада (12 детей). А количество учебного времени, предназначенное для коррекции речевого нарушения, соответственно получается вдвое меньшим. Поэтому в логопедические пункты стараются зачислять детей, имеющих более легкие нарушения речи, а детей с тяжелой речевой патологией направлять в специализированные детские сады или группы. Но на практике такое осуществить не всегда возможно: не каждый родитель готов поменять образовательное учреждение для своего ребенка, количество мест в специализированных группах ограничено и зачастую не соответствует количеству нуждающихся в логопедической помощи и т.д.
Не секрет, что успех коррекции недостатков речи во многом зависит от качества планирования логопедической работы, а планирование, в свою очередь, базируется на диагностике. Именно на результатах диагностики строится основной путь коррекционно-образовательного процесса. Однако до настоящего момента нет единства в подходах к логопедическому обследованию. Многие исследователи отмечают, что проблемы диагностики речевых нарушений в современной логопедии остаются очень актуальными [Балаева В. И., Акименко А. К., Шацкова А. М. и др.].
Традиционные отечественные методики логопедической диагностики предусматривают качественный анализ данных. Они бывают, как правило, очень громоздки и неудобны в практическом применении [Грибова О. Е., Иншакова О. Б., Филичева Т. Б., Каше Г. А.]. Российскими специалистами предпринимаются попытки разработать стандартизированный диагностический материал по логопедии, удобный в обработке данных и показательный при анализе результатов [Архипова Е. Ф., Фотекова Т. А.], однако на практике он также оказывается сложным для осуществления. Зачастую педагоги оказываются не компетентными в вопросах автоматизации процесса обработки полученных данных даже с помощью стандартных средств пакета офисных документов Microsoft Office. Компьютерные технологии еще только внедряются и не достаточно применяются в процессе педагогической диагностики, в том числе логопедической. А ручная обработка данных по понятным причинам не вызывает энтузиазма педагогов.
Учитывая интенсивность работы логопеда в логопункте, особенную важность приобретает вопрос о необходимости разработки эффективной системы диагностики речевой сферы воспитанников путем отбора и комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных. В то же время логопеды-практики нуждаются в инструментарии, удобном в применении, простом в обработке полученных данных и доступном.
Проанализировав различные методики диагностики речевого развития, включая тестовые, было решено разработать и апробировать технологию логопедической экспресс-диагностики. При отборе содержания технологии предпочтение было отдано как зарекомендовавшим себя традиционным методам с комплексным подходом к обследованию речи дошкольников, так и отдельным современным «скрининг-методам», наиболее показательным при дифференциальной диагностике. Это было сделано для того, чтобы учитель-логопед мог комплексно оценивать уровень сформированности всех компонентов языковой системы ребенка при минимальных временных затратах. А для самого процесса диагностики, обработки и анализа результатов были отобраны и адаптированы современные программные средства ИКТ, доступные большинству современных пользователей компьютеров (Microsoft Office Excel и Microsoft Office Access). Это в значительной степени оптимизировало трудовые затраты специалиста, как в плане применения диагностического материала, так и в плане ведения и заполнения документации.
Новизной данной технологии является отбор минимальных диагностических средств и приемов и отсев «избыточного» материала в содержании, а также создание шаблонов для автоматизации самого процесса, обработки и учета полученных результатов. Она проста и удобна для применения в процессе обследования, а также для получения разнообразных отчетов по ее итогам: протокола обследования, таблиц (особенностей звукопроизношения, слоговой структуры и др.), диаграмм (структуры речевого профиля и профиля звукопроизношения), отражающих состояние на определенный момент и динамику.
Данная технология апробировалась в течение двух лет в логопедическом пункте ДОО и в частной практике. За это время в первоначальный вариант содержания и оформления вносились поправки, и автор отдает себе отчет в том, что и в будущем такие коррективы не могут быть полностью исключены. Велась работа по отслеживанию корректности логопедического заключения, основанного на критериях предлагаемой технологии, и, надо сказать, мы убедились в правильности рассмотрения количественных показателей не в общем, а по отдельным блокам в сравнении друг с другом. Ведь существующая психолого-педагогическая классификация нарушений речи как раз предусматривает рассмотрение нарушения отдельных сторон в целостной системе речи.
Заинтересовало? Познакомьтесь с авторской технологией экспресс-диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста Т. Л. Вербицкой поближе:
Авторский шаблон Т. Л. Вербицкой на базе Microsoft Office Excel "Экспресс диагностика речевого развития дошкольника"
База данных "Логопункт" (авторская разработка Т. Л. Вербицкой на базе Microsoft Office Access)
Инструкция по работе с авторскими шаблонами
Также вы можете посмотреть фотоальбом со скриншотами различных этапов работы.
|